До определенного времени
Кевина Смита любили миллионы зрителей, видевших в режиссере эдакого «своего
парня», способного создавать не просто смешные и интересные, но и культовые
ленты. Обилие черного юмора, оригинальные сюжеты и отсылки на гик-культуру –
благодаря всему этому ранние фильмы Смита считаются настоящей классикой, к
которой хочется возвращаться снова и снова. Но в какой-то момент что-то пошло
не так. За добротным, но не самым кассовым «Бивнем» посыпались откровенно
неудачные картины, что окончательно превратило некогда именитого режиссера в «сбитого
летчика». Пока же хотелось бы поговорить о комедии «Клерки», которая помогла
Смиту привлечь к себе зрительское внимание и получить билет в мир большого
кино.
Для Смита первые «Клерки»
стали дебютной лентой, на создание которой было потрачено всего 27 тысяч
долларов. Но благодаря поддержке кинокомпании «Miramax Films» картина
заработала в прокате более трех миллионов долларов, что для кино со столь
ничтожным бюджетом стало полнейшей неожиданностью. Забавно и то, что во многом
съемки стало возможны лишь из-за страховых выплат, полученных режиссером после
того, как его машина пострадала во время наводнения. Но денег все равно
категорически не хватало, вследствие чего фильм был снят на черно-белую ленту. Сюжет же картины рассказывает об обычных
парнях из Богом забытого района Нью-Джерси, которые просто работают в небольшом
магазине и попадают в интересные ситуации. И именно в «Клерках» зрители
познакомились с легендарными Джеем и Молчаливым Бобом, которые позже станут
визитной карточкой многих фильмов Кевина Смита.
Несмотря на отсутствие
громких имен в актерском составе и общую дешевизну, «Клерки» получают огромное
количество положительных отзывов. Смиту каким-то удивительным образом удается
объединить в единое целое прожженный цинизм и искренность, создав тем самым
одну из самых необычных саркастических трагикомедии в истории кино. Главным
героям действительно хочется сопереживать, пусть даже в их образах нет ничего
особенного. Помимо ошеломительных сборов лента получает еще и две премии на Каннском
кинофестивале, а в конце девяностых появляется комикс, рассказывающий о
приключениях полюбившихся персонажей.
Ошеломительный успех первой части просто не оставляет Смиту иного выхода, кроме как приступить к созданию сиквела. На этот раз фильм получает бюджет размером в 5 миллионов долларов, зарабатывая в прокате около 27 млн. Равно как и первая часть, продолжение вновь становится сборником сцен, демонстрирующих жизнь неудачников из американской глубинки. Показ фильма на Каннском кинофестивале 2006 года приводит к восьмиминутным овациям, что, по понятным причинам, происходит крайне редко. И это несмотря на то, что лента буквально кишит ненормативной лексикой и разговорами на не самые приличные темы. Главные роли в обеих частях сыграли Брайан О’Хэллоран, Джефф Андерсон, Джейсон Мьюз и сам режиссер Кевин Смит.
Дата написания: 20.04.22